Хозяин земли Уржумской

09:58
1129
Пишу с большим уважением к людям прошлого — купцам, торговцам, промышленникам, «кулакам» — людям бизнеса и промышленности, ума и смекалки (каковыми были и мои предки «кулаки» и торговцы), благодаря которым строилась и процветала Российская империя, — и настоящего. И, будем надеяться, благодаря их современным последователям — будет строиться и процветать до веку!Самым крупным уржумским  «предпринимателем» дореволюционного времени можно, без сомнения, назвать купца-старообрядца из Сердежской волости Уржумского уезда Савву Дмитриевича Шамова. С полной уверенностью его можно назвать «уржумским Булычевым». Савва Дмитриевич Шамов, уроженец д. Паутово Сердежской волости Уржумского уезда, был одним из самых крупных лесопромышленников и купцов на юге Вятской земли. В Паутово Шамов, по воспоминаниям К.С.Минина, знавшего его лично, родился и жил до преклонных лет. Здесь у него было два солидных двухэтажных каменных дома. Отсюда он повел торговлю лесом. Минин вспоминает о них: «Помню, во дворе шамовского дома громадные, по нашим меркам, надворные постройки. С большими лестницами и террасами. Ограда была выстлана камнем».[caption id=«attachment_73004» align=«aligncenter» width=«395»]P8hsT_YU5ykP8hsT_YU5yk Савва Дмитриевич Шамов со своей супругой Ольгой Даниловной.[/caption]Сам Савва Дмитриевич был потомственным паутовцем, если можно его так назвать. Его крестьянские предки жили здесь поколениями, сохраняя свою древнюю веру. Так, по «исповедной росписи» 1820 года в деревне Сердеж проживали: Алексей Патрикеевич, Андрей Патрикеевич, Антон Патрикеев, ич Иван Лукоянович и Иосиф Денисович Шамовы. В конце 1880-х гг. Шамов начинает свою деятельность по сплаву и продаже вятского леса по Волге в низовые города, в Царицын и Астрахань, после чего переезжает в Уржум, откуда дело было вести удобнее, чем из затерянной в лесах деревушки. Дом в Паутово он оставил сыну Осипу.Параллельно со сплавом леса Савва Дмитриевич основывает и лесопильный завод. По словам современников и документальным данным, заведение было довольно капитальным.Удалось найти упоминания об этом заводе, еще когда он работал, за конец 19 века, в мемуарах К.С.Минина: "… Как-то в начале зимы тетюшка Васюха собралась в Немду на побывку к мужу Митрею Кондратьевичу, который кузнечил на лесопилке. Я напросился с ней погостить у Романа, матушка отпустила. Мне шел 14й год и я ничего, кроме своей деревни, не видел. А тут – завод.… Помещение было деревянным, длинным и презимистым. Одним открытым своим концом спускалось к Вятке, откуда под навес втягивали бревна. Крутилось огромное колесо с широким приводным ремнем. Вращались колеса поменьше, сверкали большими зубьями стоячие пилы. Шум был несусветный. Мне запретили к чему-либо прикасаться. Впечатление, конечно, завод, оставил значительное".В 1900-е гг. Савва Дмитриевич строит в Уржуме огромный особняк по образцу московских старинных домов, вытянувшийся вниз по Воскресенской улице на целый квартал и прекрасно сохранившийся до наших дней (ныне в нем городская аптека). Как вспоминают, при хозяине дом был богато обставлен и имел большую библиотеку. Савва Дмитриевич очень умный и очень энергичный человек и одним сплавом леса в своей деятельности не ограничивался. Вырученные от леса деньги он с умом вложил в другие доходные предприятия. В Уржуме и уезде ему принадлежало несколько лавок и больших магазинов. В устье речки Немды, в пяти верстах от села Шурма, им был основан лесопильный завод.[caption id=«attachment_73005» align=«aligncenter» width=«460»]9oMqWD40Q1Y9oMqWD40Q1Y Особняк Шамова в Уржуме. Фото с сайта www.phototowns.ru/urzhum/[/caption]На 1905 год С.Д.Шамов значится в списке крупнейших землевладельцев уезда – ему принадлежало 84 десятины земли. Вот что вспоминал о нем К.С.Минин (время действия 1900 г.): «Однажды, проезжая по вербовке рабочих на сплав, Савва Дмитриевич в сопровождении крестного заехал к нам. Войдя в избу, он истово помолился, чинно поздоровался, сел на стул и обратился к матери: «Трофимовна, поставь-ка нам самоварчик!». Мне показалось чудно: заехать в чужие люди и так смело просить чаю. Я по-детски во все глаза разглядывал гостя и запомнил его облик на всю жизнь. Шамову было лет 70. Роста выше среднего, с седеющей окладистой бородой, с такой же еще сохранившейся шевелюрой «под кружало». Нос горбинкой, из-под седых бровей серые глаза смотрели еще молодо, пытливо и сурово. Портретную характеристику Саввы Дмитриевича мне потом не однажды приходилось закреплять в своей памяти. Но его внушительный облик не менялся годами.Так же выглядел С.Д.Шамов и в 1901 г. в Уржуме, когда он по своей инициативе определял меня ученики к богомазу За чаем я видел, как брат наливал важному гостю в рюмку красного вина, и как дрожали у крестного руки. Я понял: он крепко боится своего хозяина. Эта боязнь передалась и нам с сестрой Настей. И мы сидели не шелохнувшись. Шамов, оглядев избу, увидел блок, на котором нашу лампу на несколько свечек можно было поднимать и опускать на любой уровень. «Кто это устроил?» — спросил Савва Дмитриевич. Ему конструкция явно понравилась. «Да это Роман устроил» — ответила мать. «Гм, какой еще он у вас механик! Знаешь что, пусть он идет ко мне в Немду на лесопилку масленщиком». Напившись чаю, гости уехали…».Как настоящий хозяин, Савва Дмитриевич часто давал средства на нужды земства и своих единоверцев, давал им деньги в долг, хотя Минин и пишет, что «старик трясся над каждой копейкой». Земляки и единоверцы Шамова из деревень приходов сел Ветошкино и Вотское во множестве работали на его предприятиях и на сплаве леса. При его участии появляются каменные старообрядческие храмы в д. Комарово Сердежской волости около 1910 г. и в г. Уржуме. В 1907 г. С.Д.Шамов пожертвовал тысячу рублей на строительство реального училища в городе. Поэтому, можно с уверенностью сказать, скупердяем Шамов не был. Скорее, он был очень рассчетливым человеком. Лодырям и дуракам он денег не давал…[caption id=«attachment_73006» align=«aligncenter» width=«409»]hp6YBs9IUw4hp6YBs9IUw4 Старообрядческая церковь в бывшей деревне Комарово, построенная на средства С.Д.Шамова и его земляков[/caption]В годы Первой мировой войны многие предприниматели переживали кризис.  Те, кто был посмекалистее, правда, смог и здесь извлечь прибыли. Например, уржумские заводчики Бушковы заготовляли лес на ложе к винтовкам. Винотовок требовалось много, и вятский лес был востребован. Поэтому удивителен тот факт, что лесной заводик С.Д.Шамова в это время уже не работал.  Хотя незадолго до этого он построил для рабочих общежитие и новую баню. Возможно, по той причине, что «хозяин» был уже очень стар  и ему сложно было в одиночку справляться с делами. От его единственного сына и наследника, увы, не вышло толку.Однако пустующее здание завода вскоре присмотрели для своих нужд высокие военные чины. Сейчас мало известно, что во время войны в 1915-1916 гг., задолго до эвакуации Коломенского и других заводов, в Вятскую губернию планировался переезд ряда заводов из западных областей страны. Документы об этом сохранились в архиве ГАКО. Что интересно, ни один не планировалось разместить в городе Вятке. Для их основания требовались капитальные здания, которые главным образом находились в уездах. В Вятке таких либо не было, либо они были заняты. Строительства новых зданий не планировались. Некоторые заводы предполагалось разместить и вовсе в отдаленных уездах, например, Уржумском. Впрочем, здесь имелось водное сообщение и планировалось проложить «железку» от Яранска до Вятских Полян и Сарапула. Здесь выбор Военно-промышленного комитета  и пал на заброшенный, но капитально построенный лесопильный завод лесопромышленника Саввы Дмитриевича Шамова, соединенный с рекой Вяткой.Спецы из ВПК еще застали хозяина завода (он умер в том году) и сделали следующее описание завода:«Осмотрены были следующие помещения:Бывший лесопильный завод уржумского купца Саввы Дмитриевича Шамова, в настоящее время не действует уже 10 лет. Завод этот находится в 22-23 верстах от г.Уржума на самом берегу реки Немды правого притока реки Вятки в т.н. «Немдинском затоне», куда из реки Вятки свободно буксировались за все время навигации баржи, подходя к самому берегу. Постройки находятся на арендованной земле. Часть арендованной земли принадлежит казне; срок аренды кончается через 2 года, а другая часть арендованной земли принадлежит крестьянской общине, срок аренды ее кончается через 5 лет.Здание бывшего лесопильного завода состоит из 2 корпусов: кирпичного, где находилась паровая машина, паровые котлы и пилоточка и непосредственно к нему примыкающий деревянный сарай из досок на каменных столбах, в котором были устроены лесопильные рамы, а внутри помещения сарая помещены приводы. Машинное кирпичное здание состоит из 2 больших отделений для паровой машины и котлов и небольших отделений для точки пил. Около этого здания находится дымогарная труба.… Паровой машины, котлов, лесопильных рам, приводов, разного рода предметов оборудования завода в настоящее время нет.При заводе имеются следующие служебные и хозяйственные здания:Контора деревянная двухэтажная новаяКазарма для рабочихДеревянная полуразвалившаяся баня черная и вторая белая и погреб.Владелец этого завода Савва Дмитриев Шамов изъявил полное согласие на уступку заводских зданий под эвакуацию предприятия».К сожалению, не известно, удалось ли воплотить эти планы в жизнь. Скорее всего, нет. Вскоре Саввы Дмитриевича не стало…Савва Дмитриевич был дважды женат. От первой жены, видимо, рано умершей, у него остался сын Осип. После смерти жены Марьи Евфимьевны, умершей во цвете лет, Осип Саввич начал пить и тоже вскоре покинул этот свет, оставив сиротой сына Николая. Мальчик, скорее всего, воспитывался у деда. Савва Дмитриевич к тому времени женился второй раз: известно, богатому старику жениться гораздо проще, чем бедному молодому парню. Женщины более всего падки на деньги. Его избранницей стала Ольга Даниловна Домнина, которая была намного младше своего мужа. Она родила ему сына Матвея.Единственное чадо Шамовых с детства ничем не обделялось, росло в невиданной роскоши (вспомним барчука из книги Куприна «Белый пудель») и потому, как рассказывали современники, юноша в итоге вырос избалованным и ни к чему не приспособленным, хотя и с хорошими способностями. К.С.Минин вспоминал о нем в своих мемуарах, что он, живя в шамовском доме «…играл с избалованным и капризным шамовским отпрыском Мотей. Ему ничего не стоило назвать отца «старым дураком», и человек, которого побаивались все домашние и подчиненные, молча проглатывал столь горькую «пилюлю» от взбаломошного Моти…». А отец ни в чем не отказывал любимому сынку. Школьное образование Матвей Саввич получил дома, куда приглашались учителя из городского училища и женской гимназии, затем учился за границей, хорошо знал английский язык.Вернувшись в Россию, Матвей много путешествовал на отцовские деньги, был даже в Египте, часто бывал в Москве, где хорошо изучил столичные театры и водил знакомства с известными художниками. Одевался сын крупнейшего лесопромышленника по моде, носил пенсне; родители же его жили по старинке и носили традиционную одежду. У Матвея Шамова появился первым в городе мотоцикл. Чтобы остепенить сына, родители его рано женили на красивой девушке, которую нашли где-то под Саратовым. Однако жена умерла при родах, оставив себя дочь Ксению. Матвей женился повторно. Рассказывают, что вторая жена невзлюбила падчерицу и стала для нее настоящей мачехой. Впрочем, как показала жизнь, она и супруга не особенно любила, выйдя замуж, скорее всего, исключительно ради папенькиного наследства. Этим и в наше время не удивишь. В 1915 г. умирает могущественный отец Матвея.За считанные годы вся его «империя» превратилась в пыль: Матвей Саввич не смог совладать с нею, да еще в условиях военного кризиса, для этого нужен был недюжинный купеческий ум и опыт, чего он не имел. А вскоре грянула революция, реквизируются отцовский особняк, магазины, предприятия. Известно, что в 1920-е гг. Матвей еще жил в городе, видимо, на оставшиеся отцовские капиталы. Когда они закончились, супруга без сожаления оставила муженька и уехала с детьми на Волгу.Сам Шамов отправился в Уфу, с сожалением оставляя любимый город, в котором провел дни своей беззаботной юности. Как рассказывают, в Уфе бывший богач жил у бывшего отцовского служащего, страшно бедствуя и болея. Скончался он в начале 1930-х гг. в полном забвении. Такой была судьба многих бывших богачей, промышленников и купцов Российской империи, тех, благодаря кому она процветала и богатела, а теперь умиравших в нищете, иногда в канаве или под забором. Известно, что и первый богач Вятки Т.Ф.Булычев в советские времена просил подаяние на улицах Вятки и умер как бродяга где-то под забором…Известно, что у Саввы Дмитриевича было и несколько братьев. Они тоже стали торговцами и лесопромышленниками, уехали навсегда из родной деревни Паутово. Например, в селе Русский Турек жил лесопромышленник Никита Дмитриевич Шамов. Правда, размах у него был помельче, чем у своего известного брата, но он тоже был крупным землевладельцем, владел 52 десятинами земли в селе Русский Турек. К сожалению, о его дальнейшей судьбе пока ничего не известно.Источники:Пентина Н.Б. Уржумский купец С.Д.Шамов // Уржумская старина – Уржум, 1991 г. № 5 с. 36-38Минин А.Г. Мы, Минины… — Тольятти, 2007 г.О лесопильном заводе Шамова: ГАКО ф.883 оп.1 д.117 лл.72-73Исповедная роспись 1820 г. по Уржумскому уезду: архив ГАКО. 

Рассказать друзьям:

18 комментариев

RSS
Гость
10:28
А при Советской власти работать эти граждане не пробовали, чтобы не просить подаяния?
Гость
12:09
даже до революции термин "Кулак" был, мягко говоря, не совсем почетным. Но у Казакова свое видение)))
08:51
А что плохого? Тогда может и да, но в современном понимании кулак - это хозяин, крепкий землевладелец, умный и предприимчивый человек. Кулак это круто! Это просто реабилитация исторического термина. Кстати, можно уже вводить и другие исторические термины. Наша историческая наука заросла мохом за последние годы, т.к. нет свежих умов и свежих идей, все тот же заплесневелый гнилой советизм....
Гость
12:24
Ну это только в твоем понимании) В общепринятых терминах - ни до, ни после революции кулак не был синонимом чего-то хорошего. Никогда. Хотя... Для тебя может и микрофинансоовые конторки тоже являются образцом предприимчивости))) А что нет свежих умов - так по себе людей не судят) Или свежие умы должны поддерживать твою точку зрения? А с чего ты вообще решил, что она у тебя верная и соответствует историческим реалиям? У тебя вообще образование есть? Может тебе сдать все аттестаты и дипломы? Тоже ведь советское наследие и ничего они не значат)
17:01
Верная точка зрения - столичная, а не то что преподается в провинциальной дыре!!!!! То, что преподают и излагают профессора и академики мирового значения, а не никому не известные преподы, прозябающие в заштатных универах....
17:07
Абсолютный авторитет исторической науки и мой друг. При посещении Вятки обменялись книгами. Классные лекции! https://ru.wikipedia.org/wiki/Лавров,_Владимир_Михайлович
Гость
15:43
А что ж тогда господин Козак не выходит на всероссийский уровень "сеять доброе, разумное, светлое"? Поднимать историческую науку с колен? Показать класс вятским историкам? Вперед, "великий историк"!
Гость
15:49
Согласно Толковому словарю живого великорусского словаря Даля: Кулак - Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обсчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лсн, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник, щепетильник. В дальнейшем, к началу ХХ в. (до революций 1917 г.!), понятие "кулак" укоренилось, как "прыщ, живущий на нетрудовые доходы; мироед, презираемый крестьянским миром (общиной)". Не путать с зажиточными крестьянами!
Гость
15:52
Абсолютных авторитетов не бывает. Должности и регалии - не показатель. Тем более думающие люди понимают уровень и компетентность современной российской академической науки (по крайней мере гуманитарной).
Гость
21:36
Козак, а расскажи-ка о крепостных гаремах, театрах и прочих утехах помещиков "России, которую мы потеряли"
Гость
12:22
При чем здесь крепостные гаремы и купец Шамов? Дореволюционная Россия была разной, кому-то и правда в то время жилось неплохо, а вечера казались упоительны под хруст французской булки, для других, коих, думаю, большинство, жизнь была весьма нелегкой
Гость
15:13
Бог с ним, с Шамовым. Дело в заголовке, пусть расскажет об утехах хозяев земель российских, т.е. крепостных гаремах и театрах, например. О пьяных растлителях малолетних, какая у них была вера, быт и пр. Желательно с источниками, в общем, основательно, так, как Козак умеет.
21:13
Я так считаю, умные и работящие люди всегда жили В ДОСТАТКЕ. В дореволюционной России было много промыслов, отходничество, кустарничество. Для этого достаточно взглянуть в "Материалы по статистике Вятской губернии". В каждой деревне были бондари, кузнецы, плотники и десятки других профессий! Из-за безземелия земляки Шамова уходили на заработки на Урал и в Сибирь, сплавляли его лес. Неужели такие люди жили плохо?! Нет конечно. А кто жил плохо? Алкаши и лодыри, которые потом побежали в комбеды записываться и отбирать чужое имущество, накопленное действительно непосильным трудом. Кстати, в 1930е г. под термином "кулак" именовали всех зажиточных крестьян, которые имели а) землю б) машины в) использовали наемный труд. Тех кулаков, что были у Даля, уже давно не было... Итак, подытожим, "кулак" - самый работящий, умный и предприимчивый крестьянин, живущий своим трудом и которому всякие колхозы нафиг не нужны. Он сам хозяин! Слава мужику-труженику и всем, кто сгинул в лагерях. Сгинул, но не согнул свою спину в колхозном ярме...
Гость
06:42
Люди спину в колхозном ярме гнули, для того, чтоб детство у Козака было безоблачным, светлым. Образование бесплатное. А он всё это получил и вон че строчит...
Гость
10:09
Таких не было? Ахах! Как раз в условиях нэпа таких и развелось пруд-пруди. А про перегибы большевиков никто не спорит. Спор - о крестьянском понимании кулака.
22:27
Ну да, половину народа замочили, половине дали бесплатное образование. Нормалек логика! Пристали со своим бесплатным образованием. Будто при царе оно было платным ))
22:30
Кстати, о "бесплатном" образовании в СССР. В 1940 году стране остро требовались рабочие. Экономика развивалась экстенсивно, в воздухе пахло войной, так что количество людей у станка нужно было быстро увеличивать в разы. Задача решалась комплексом действий: с одной стороны, массово создавались ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, с другой - с 1 сентября 1940 года обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педучилищах и других специальных средних заведениях, а также вузах стало платным. Например, учёба в старших классах школы обходилась в 150 рублей в год (в Москве, Ленинграде и столичных городах союзных республик - 200 рублей в год). Для справки: средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году составил 331 руб., в 1945 году - 434 руб. (Источник: http://istmat.info). Тем не менее, нововведение лишило многих граждан возможности продолжать образование по окончании 7 класса. Сельские труженики в те времена вообще работали за трудодни и не получали зарплаты, так что их дети учиться в старших классах гарантированно не могли. Образование в СССРПримерно в это же время появился Указ «О государственных трудовых резервах СССР». СНК отныне получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Получив необходимые навыки, выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года. Платное обучение было отменено Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» лишь в 1956 году - "в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования". За это время количество выпускников 8-10 классов средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов в СССР сократилось практически вдвое Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=1314#ixzz4BCrmRs46
Гость
23:28
Нормальная логика. Тебя же не замочили. Выкормили, выучили. У современных ребятишек, не то что бесплатного образования и медицины, даже кухни молочной нет, всё похерили. Помнишь молочную кухню, Козак? Твоя Родина - СССР, а не Российская Империя. Хорош скулить, тебе дали всё, и бесплатно, прояви уважение. Ни до тебя, ни после тебя ничего подобного не было, и скорее всего не будет.
Загрузка...