Художник Алексей Исупов в Туркестане. Что же происходило там на самом деле… О том, как у нас пишут «

15:25
465
Собирая в информацию о полковнике Константине Порфирьевиче Кушакове, который был военным комендантом в городе Вятке до 1915 года и первым заведующим Ташкентской военной школы в 1918 году, я обнаружил в Интернете статью И.В. Кувалдиной «Среднеазиатский период жизни и творчества Алексея Исупова (1915-1921)».Ради любопытства я прочитал эту статью и был поражён полным отсутствием у автора элементарных знаний по истории нашей страны даже в рамках общеобразовательной школы! Вот поэтому не мог не откликнуться на столь грандиозное научное сочинение! Я стал внимательно читать остальные статьи и выступления этого автора на эту же тему в журнале «Антикварное обозрение», автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; ссылки в Интернете на публикации в Википедии (http://ru.rfwiki.org.), художники русского зарубежья (http://www.artrz.ru.) и многие другие. И даже, подумать страшно — на сайте Министерства Культуры РФ — mkrf.ru.Автор утверждает, что ею впервые в научный оборот введён ОБШИРНЫЙ БЛОК (!) (Выделено мной – А.Р.) документальных материалов (КАКИХ? — выделено мной А.Р.) — из отечественных архивов, связанный с пребыванием A.B. Исупова в Средней Азии (!) и впервые (!) выявлены, исследованы и систематизированы ВСЕ (Выделено мной – А.Р.) российские и зарубежные выставки, в которых принимал участие A.B. Исупов (автореферат диссертации cheloveknauka.com.). Какой обширный блок новых документов по Средней Азии, проявляющий свет на жизнь и творчество художника? Все, ли выставки? Или только те, которые были обозначены в справочнике «Художники народов СССР», Москва, 1970 года или взяты с сайта «Русские в Италии» — по выставкам в Италии? Неплохо — «впервые в научный оборот»!Новизна, с моей точки зрения — это когда Вы даёте всевозможные дополнения или если они есть — исправление ранее допущенных ошибок (уточнение дат, названий) в статьях и т.д. других авторов, путём введения в оборот новых архивных материалов, а не просто перепечатывание одних и тех же неточностей (да ещё добавляя свои ошибки!) из старых публикаций и интернета.Примеров сколько угодно.Исупов начал выставляться в галерее Лемерсье в 1909 году. Это Etude и Les Nuages — «Облака». А вовсе не в 1910 году. Информацию об этой выставке мне прислали из Ленинки.И таких выставок было много.В 1950-х годах А.В.Исупов постоянно выставлялся в Италии — с Кирико и другими художниками и последняя, пока найденная мной, и я думаю это не окончательный список — это конец 1954 года с аргентинским художником итальянского происхождения — просто этого нет на сайте «Русские в Италии». Я намеренно не называю фамилий, дат, каталогов, архивов, номеров фондов и так далее… Всё это есть и продолжает собираться. Уж очень хочу написать рецензию на эту диссертацию! Я не буду касаться искусствоведческой части статей, но исторической — обязательно!!!Возьму пока только 1916-1917 годы. Двухлетний период пребывания А.В. Исупова в Средней Азии, рамки статьи не позволят большее и поверьте мне, пока что на слово — к 1918-1921 годам вопросов у меня на много больше.Итак, по порядку…Цитирую, тот небольшой объём сайтов, журналов и т.п.:«Показано, что в 1915 году Исупов был призван в армию. Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском (Выделено мной – А.Р.) стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте (автореферат диссертации cheloveknauka.com.).Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском (Выделено мной – А.Р.) стрелковом запасном полку в Туркестане в Ташкенте (http://ru.rfwiki.org.).В 1915 году был мобилизован солдатом во 2-й стрелковый запасной полк и направлен в Среднюю Азию, в Ташкент (http://www.artrz.ru.).В 1915 году Алексей Исупов был призван в армию. Военную службу художник проходил во Втором Симбирском (Выделено мной – А.Р.) стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте (журнал «Антикварное обозрение»).В 1914 году художник был призван в армию, отправлен в запасной полк в Туркестан (http://mkrf.ru.).» и так далее.Теперь «уважаемый автор» разберём все фразы досконально:1) ЦИТАТА. Заглавие автореферата диссертации — «Среднеазиатский период жизни и творчества Алексея Исупова (1915-1921)»ДОКУМЕНТЫ НА КОТОРЫЕ Я ОПИРАЮСЬ:- 18 декабря 1915 года согласно телеграмме Штаба Московского военного округа от 7 октября 1915 года за №28780 и 1 ноября 1915 года за №32306 батальон выступил из города Брянска Орловской губернии на новое место квартирования. 31 декабря 1915 года прибыл в город Туркестан (Из дела командира полковника Н.Ф.Халецкого).- «Шлю Вам привет из Туркестана… Из Брянска мы только на 13-14-е сутки приехали...» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 11.01.1916 года.).ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ:Поразителен сам заголовок, который дискредитирует сразу всю статью! Можно конечно, чисто формально, подчеркну формально, последние дни декабря 1915 года — назвать годом творчества А.В.Исупова в Средней Азии, но с научной-то точки зрения? Можно сослаться, конечно, на Алексея Владимировича, что он тоже пишет в письме приблизительные сроки,… но ведь это всё-таки армия, есть точные документы и опираться надо на них. Ведь это же не сочинение школьника, а АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ!!!2) ЦИТАТА. «Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте».ДОКУМЕНТЫ НА КОТОРЫЕ Я ОПИРАЮСЬ:… 2 августа 1915 года согласно секретного предписания Командующего войсками Иркутского военного округа от 23 июня 1915 года за №129 и телеграммы Начальника военных сообщений Иркутского военного округа от 30 июля 1915 года за №3862 выступил из посёлка Песчанка Забайкальской области вместе с БАТАЛЬОНОМ (Выделено мной – А.Р.)на новое место квартирования. 29 августа 1915 года прибыл в город Брянск Орловской губернии (Из дела командира полковника Н.Ф.Халецкого).- «… Из Брянска мы только на 13-14-е сутки приехали...» (Из письма А.В. Исупова А.М.Васнецову от 11.01.1916 года.).- «… Мой адрес: г. Туркестан 2-й Сибирский стрелковый запасной батальон, 6-я рота (Выделено мной – А.Р.). С искренним почтением к Вам. А.В.Исупов.» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 20.02.1916 года.).- «… У нас в батальоне не так приятно всё складывается, есть предполагаемые слухи, что нас отправят в Ташкент или же в Читу. В Ташкенте, конечно, было бы хорошо. Это не так далеко от Туркестана, но если поедем в Читу, так очень было бы нежелательно катить в такой далёкий край...» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 20.02.1916 года.).- 4 марта 1916 года приказом по войскам Туркестанского военного округа за №141 полковник Н.Ф.Халецкий назначен начальником гарнизона города Туркестана.- 16 апреля 1916 года согласно телеграммы Мобилизационного Отдела Главного Управления Генерального Штаба от 16 апреля 1916 года за №12700 (надпись Штаба Туркестанского военного Округа с/г №12458), батальон переформирован из 12-ти ротного состава в запасной полк 16-ти ротного состава.- 13 июня 1916 года Высочайшим приказом полковник Н.Ф.Халецкий назначен командиром 2-го Сибирского стрелкового запасного полка.ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ:Здесь надо остановиться поподробнее!1) Военную службу А.В.Исупов начинал в Брянске (сейчас собираю об этом документы — как из Москвы он был направлен в Брянск и т.д.). И только, вероятно, в начале сентября, по прибытии в Брянск в конце августа 2-го СИБИРСКОГО ЗАПАСНОГО БАТАЛЬОНА (Выделено мной — А.Р.), начинается его служба в этом подразделении.2) До середины 1916 года Алексей Владимирович проходил службу в ГОРОДЕ ТУРКЕСТАНЕ (Выделено мной — А.Р.), Среднеазиатские владения Российской империи назывались Туркестанским краем или просто Туркестаном, но был ещё именно город Туркестан, расположенный в 200-х километрах севернее Ташкента.3) В Ташкенте вообще никогда не было 2-го СИМБИРСКОГО ЗАПАСНОГО ПОЛКА (Выделено мной — А.Р.). А был сначала 2-й Сибирский запасной батальон, который был переформирован в полк только 16 апреля 1916 года, а командиром этого полка Н.Ф.Халецкий был назначен ВЫСОЧАЙШИМ (Выделено мной — А.Р.) приказом только 13 июня 1916 года.Можно конечно сказать — что ты, Рашковский, прицепился к одной букве и все списать на опечатку в статье и игру слов Симбирский — Сибирский, но опечатка полк или батальон, тем более, что сам А.В. Исупов, собственноручно, даёт адрес куда писать письма, в ДИССЕРТАЦИИ! (Выделено мной – А.Р.), на мой взгляд, это слишком! Помните, в советское время был мультфильм «В стране невыученных уроков» — условие возвращения двоечника Виктора Перестукина — правильно поставить запятую во фразе «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ». Так это мультфильм для детей, а здесь диссертация…Автор «научных статей» вообще не касается темы восстания летом 1916 года в Туркестане — где служил Исупов, в частности в Ташкенте, Самарканде, Джизаке, других городах. А, между тем, восстание было серьёзным — на его подавление снимались боевые части, которые отправлялись на фронт. Оно было антирусским (под лозунгами священной войны — старались немецкие агенты) — русских вырезали семьями — тысячи погибших и русских и киргизов, и было вынесено сотни смертных приговоров военно-полевыми судами. Было введено военное положение в Туркестанском крае (Вы хоть почитайте, что такое военное положение — это в первую очередь ограничение на передвижение, почему об этом не писал Исупов — частью военного положения является ограничение информации, и это было сделано очень грамотно)!Как Алексей Владимирович служил (мог ли в таких условиях бывать в Самарканде), какие писал произведения, об этом ни слова. Зато автор за уши притягивает в статье академика Бартольда и его отчёт, который он писал в 1922 году, когда Исупов уже был в Москве (но о качестве реставрации памятников Самарканда и о Туркомстарисе очень много писали газеты и не только в Ташкенте, но и в Берлине — об этом ничего). Ну не было всего этого, ни революций, ни восстаний и всё тут!.. Автор сразу же переходит к болезни художника и к демобилизации — цитирую «… К концу 1917 года резко ухудшилось состояние здоровья Исупова, и в декабре он получил освобождение от воинской службы» (журнал «Антикварное обозрение» и все сайты указанные выше).Откуда эта фантастика взята — неизвестно? Нет известно — формально, только формально, Вы можете, предъявить справку! Смотрите — вот она — справка! А по сути, как научный работник, как Вы считаете? Ведь должна же быть ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛОГИКА! Скажите, пожалуйста, уважаемый автор «научной статьи» — а с костным туберкулёзом верхних конечностей в армию берут??? Сейчас в мирное время пробуют «откосить» от армии даже с прыщами, а тут… не то, что винтовку — кисть удержать бы! Ведь Вы ходите в поликлинику, наверное? Задайте вопрос об этом, даже не врачу — медсестре! А ведь жена Исупова работала в госпитале, да и врачи в Ташкенте были неплохие.И, вроде бы, Вы, даёте ссылки на фонды, дела, документы… Или, может быть, у нас существуют альтернативные архивы или альтернативные документы, о которых я не знаю, но Вы ими пользуетесь? Даже, если есть какие-либо воспоминания людей (и Исупова в частности), письма и т. д. они должны подтверждаться другими документами желательно из разных источников, иначе вся наука превратиться в романы, как, например, А.Дюма «Три мушкетёра»… Но это моё личное мнение.ПРИВОЖУ СЛОВА САМОГО А.В.ИСУПОВА:«… Я получил недавно письмо от Минченкова, он мне сообщает, что я как художник освобождён от службы с 1 июня месяца Петроградским С.Р.С.Д (Выделено мной — А.Р.). Но узнал это недели три тому назад, справился в штабе, а там до сих пор нет никакого распоряжения. Этому конечно, виноват сам Минченков. Он не дал знать своевременно в Петроградский штаб...» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 17.11.1917 года).Позволю себе прокомментировать данную фразу.А.В. Исупов мог быть несколько раз быть демобилизован до декабря 1917 года и «без жутких болезней»:1) по распоряжению Петроградского СРСД (не по просьбе СРХ, и не в декабре месяце, уважаемый директор по научной работе, (СРХ — Союз Русских Художников и находился союз в Москве!!!) а столица была всё-таки в Петрограде и правительство было там же. А по постановлению Петроградского СРСД (СРСД — это Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и по этому декрету от службы освобождались не только художники — (Маяковский, например) — это так для информации; декреты читать и понимать надо). Ну, не узнал, летом 1917 года об этом, Алексей Владимирович, плохо было с порядком в стране…2) В связи с рабочими и солдатскими выступлениями в Ташкенте летом 1917 года, А.Ф.Керенский, 19.09.1917 года назначил командующим Туркестанского военного округа генерала А.П.Коровиченко. Коровиченко добился приказа Военного министра о ДЕМОБИЛИЗАЦИИ (Выделено мной — А.Р.) наиболее революционно настроенных 1-го и 2-го Сибирских запасных стрелковых полков. Из 2-го полка было уволено 1.500 человек, а в 1-м полку осталось менее 450 солдат. Но большая часть уволенных, тем не менее, осталась в Ташкенте. Мог быть больной А.В.Исупов быть демобилизован? Да запросто!!! А потом..., а потом началось! В ночь с 27 на 28 октября по приказу Коровиченко юнкерами и казаками при поддержке броневиков был окружён Дом Советов. В эту же ночь были разоружены солдаты 2-го Сибирского полка. С утра 28 октября в городе начались вооружённые столкновения. 28.10-01.11.1917 года в городе Ташкенте шли бои. Октябрьский переворот или революция — как угодно!«… Ещё до начала октябрьского восстания Турккомитет Временного правительства решил ДЕМОБИЛИЗОВАТЬ (Выделено мной — А.Р.) из 2-го сибирского полка революционно настроенных солдат. Они успели доехать лишь до Арыси. Когда им сообщили о событиях в Ташкенте, демобилизованные солдаты немедленно вернулись (все ли? — А.Р.). 30 октября они возвратились в Ташкент и вместе с другими демобилизованными солдатами — всего до 300 человек — присоединились к нам (только из 2-го Сибирского полка было демобилизовано 1.500 человек, из 1-го полка ещё больше (но ведь были и другие военные подразделения), к рабочим присоединилось до 300 человек — интересно, где были остальные? — А.Р.). В мастерских солдаты вместе с рабочими организовали три отряда, и повели наступление: 1-й отряд — по Госпитальной улице, 2-й по улице Шевченко и 3-й по Духовской. А 4-й отряд, состоявший из рабочих Бородинских мастерских и солдат военного продпункта, двинулся по Куйлюкскому шоссе и Сенявской улице в направлении кадетского военного училища...» (из воспоминаний участника событий И.Гусанова, рабочего Главных железнодорожных мастерских).Вы думаете, солдат А.В. Исупов принимал в этом участие? Ошибаетесь!Из того же письма А.В. Исупова А.М.Васнецову от 17.11.1917 года «… Сообщаем Вам, что мы остались живы и здоровы. У нас в Ташкенте началось тогда же, когда и в Москве. Продолжалась пять дней стрельба из разного рода оружия. Было что-то необыкновенное вспомнить даже жутко. Это был своего рода кошмар. Жена у меня работала в эти времена в госпитале, отдала свой долг как сестра (Жена А.В.Исупова, Тамара Николаевна приехала в Туркестан в конце января — начале февраля 1916 года — А.Р.). Это кончилось тем, что юнкера и казаки сдали крепость на пятые сутки и после этого всё притихло. Долгое время было жутко, но теперь как будто бы стало ничего. Много убито и много ранено, но сколько всего неизвестно. О Москве не знали до вчерашнего дня, что там творилось, но вчера из газеты «Русское слово» кое-что узнали. Оренбург занят казаками, там, как мы слышали, крови пролито не было. Думаю теперь побывать в Москве скоро и тогда можно кое с чем поделиться...». И нигде, ни в каком письме, ни слова о болезни…Письмо написано 17 ноября, и Алексей Владимирович только думает побывать в Москве, он осведомлён о ситуации в Оренбурге. Вопрос когда, как и куда уехал с женой А.В. Исупов? Я как раз собираю об этом информацию.Теперь вернёмся к реальным историческим событиям…15 декабря прерывается единственное железнодорожное сообщение между Ташкентом и Москвой — образовывается знаменитая, так называемая, «Дутовская пробка» — о которой в своих трудах писал В.И.Ленин, но у нас истории сейчас модно не знать… То есть, у четы Исуповых было максимум 27 дней, чтобы демобилизоваться (уволиться), собраться и успеть проскочить Оренбург. Что делать, если Гражданская война в России была войной железнодорожной… Да и климат тогда был несколько другой, и снегу было… Мне интересно, что стало с теми произведениями, которые писал А.В. Исупов в Средней Азии до 1918 года и которые не выставлялись в Москве и Петрограде в 1916-1917 году — оставил там? взял с собой?23.12.1917 года обозначилось наступление на Оренбург красных под командой П.А.Кобозева.26.12.1917 года красные повели наступление на станцию Каргала, но были отбиты, хотя и обстреливали её из орудий, поставленных на железнодорожных платформах.07.01.1918 года красные начали наступление вдоль железной дороги на Оренбург. В авангарде шёл бронепоезд и отряд моряков (между прочим прибывших из Вятки — А.Р.). Несмотря на снег, сильные морозы и ожесточённое сопротивление дутовцев наступление красногвардейских отрядов шло успешно. Почти все СТАНЦИИ (Выделено мной — А.Р.) пришлось брать с боем. Особенно ожесточённые сражения развернулись под Платовкой, у станции Переволоцкая, на 14-м разъезде, за станцию Сырт. Последний крупный бой разгорелся около станции Каргала, где белые разрушили железнодорожное полотно. Есть картины советских художников посвящённые этим событиям… Вы их не видели?18.01.1918 года красные захватили Оренбург.И только после этого с Ташкентом, до мая 1918 года (то есть февраль, март, апрель, до середины мая), устанавливается частичное железнодорожное сообщение (дутовцы нападали и на поезда и разбирали и взрывали железнодорожное полотно, мосты, водокачки и т.д.), которое было опять прервано в связи с мятежом чехословацкого корпуса.Но это уже другая история и другая статья.Я напишу еще о ней, но только не о том, как после лечения на курорте в Илецке в мае 1918 года А.В.Исупов поехал в Ташкент, а попытаюсь хотя бы приблизительно восстановить реальные исторические события, связанные с жизнью и творчеством Алексея Владимировича.И еще. Вот перед вами фотография и портрет.Кушаков Константин Порфирьевич Халецкий Николай ФёдоровичВас, ничего не настораживает? А меня очень и поэтому ищу фотографию этой картины Исупова с выставки… А, что настораживает, сейчас объясню…Оба полковники, оба почти ровесники.Кушаков родился 01.11.1865 года, Халецкий — 18.02.1862 года. К 1916 году Кушакову — 50 лет, Халецкому — 54. Оба участвовали в русско-японской войне, оба были ранены, оба награждены боевыми орденами Владимира, Анны, Станислава БОЕВЫМИ (Выделено мной — А.Р.), потому, что были ещё без мечей и бантов. А в офицерской среде это имело принципиальное значение — тыловик ты или нет.Так вот, Кушаков, даже в домашней обстановке фотографируется в форме, потому что он офицер, боевой офицер, и на фотографию будут смотреть другие, пускай даже близкие люди.А боевой офицер Халецкий позирует для художника А.В. Исупова в тюбетейке и туземном халате (хорошо, что не в трусах, и по словам автора статьи — портретом Халецкий остался доволен) и на этого офицера, на выставке в Москве, будет смотреть вся страна! Понимаете, боевой офицер, а не продавец арбузов или чайханщик с Ташкентского базара!!! А ведь на дворе 1916 год, и офицер — командир полка!!! имеет понятие об офицерской чести. Мне один из этих полковников кажется странным! А Вам нет...? Лично интересно для себя ответить, и ответить правильно на один из трёх вопросов:1. Это Исупов и Халецкий;2. Это Исупов, но не Халецкий;3. Это не Исупов и не Халецкий. А Вам, нет? Очевидно, нет…Да, в письме А.М Васнецову от 20.02.1916 года Алексей Владимирович пишет — «… На днях начал писать портрет полковника, по размеру очень большой и для меня дорого то, что я начал писать в хорошем настроении и думаю также хорошо закончить...». Но какого полковника? Халецкого ли? В халате ли? Неизвестно, пока неизвестно.Мне лично понятно, почему Вы не допускаете меня в архив музея, даёте ЗАВЕДОМО ЛОЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, в нарушение федеральных законов; подписываетесь скромно — исполнитель, а не заместитель директора по научной работе, подставляя тем самым директора — ведь подпись её под Вашим исполнением. Но все это гендерная революция в музее… и она меня не касается. Хотя есть повод (и Вы мне его дали) для следующей публикации. У меня есть ответ Мазур по поводу Рябово — её ответ — в стиле не Ваше дело, и чем на самом деле закончилось там, всем в Кирове хорошо известно — наполеоновские планы — грандиозные расходы — и… нанодоходы, да Вы, как заместитель директора, знаете же об этом лучше меня — всё же происходило на Ваших глазах.Посмотрите кинофильм или почитайте роман Каверина «Два капитана». Вы мне, по высокомерию, напоминаете Николая Антоновича Татаринова (его великолепно в фильме сыграл актёр театра имени Ермоловой Леонид Павлович Галлис)… И мне лично всё ясно давно, да уже и не только мне. Вас больше интересует карьера, а не наука — что ж, Ваше право…Я, Вам в начале лета написал частное, подчеркну частное, а не личное письмо, почитайте его ещё раз, до его публикации. Вы не понимаете архивного дела — бумаги имеют как входящий, так и исходящий номер, Вы не допускаете под различными предлогами в архив музея, а мне их присылают, и будут присылать из других городов, в частности из Ташкента и Оренбурга.Я немного подожду, и выйдет другая статья и в другом месте с вопросом уже о Вашей компетенции. К Вам лично у меня нет никаких вопросов, а вот к науке, которую Вы представляете в музее — есть.Может быть, всё-таки займёмся не интригами, а наукой, подискутируем. Возможно, и я в чём-то ошибаюсь? Могу предложить идею — в музее есть эскиз Георгия Победоносца, обозначенный как эскиз знамени полка с датировкой 1917 года. На мой взгляд, датировка верная, а вот с названием… Где солдат Исупов, пускай художник, и где Геральдический Кабинет, утверждающий эскизы орденов, знамён, штандартов. Ведь это же начало XX века, а не XXI-го и это не эмблема к Олимпийским Играм — А ЗНАМЯ ПОЛКА!!!Вы, думаете сейчас по-другому — ошибаетесь — я что-то не слышал, чтобы кировским художникам давались подобные заказы, хотя войсковых частей вокруг много… А вот эскиз к «Военному займу» проводимому Временным правительством повсеместно и в войсках тоже и поддержанному большинством творческой интеллигенции – это вполне. Сравните сюжет с эскиза с плакатами на тему «Военного займа», выпущенными другими художниками этого времени — тот же Георгий, тот же дракон и та же женщина олицетворяющая Россию…Автор выражает сердечную признательность архивистам и исследователям городов Ташкента, Оренбурга и Кирова за предоставленную информацию.Фотографии взяты с сайта forum.patriotcenter.ru.Полная версия:rodnaya-vyatka.ru/blog/3633/108216Александр Рашковский, краевед, 22 августа 2016 года

Рассказать друзьям:

Комментарии

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...