Каково это, быть албанской тетей?

14:30
609
Особенно когда она — дядяС января месяца любознательные кировчане имеют возможность наблюдать (и даже иногда быть ее участниками) интенсивную деятельность нового худрука театра драмы Константина Солдатова и его творческих партнеров.Из трех премьер в 2016 году только один спектакль — «Старший сын» — поставлен лично им. Два других, включая и самую свежую работу, обозначенную как ритуальный фарс «Клятвенные девы» по пьесе современного автора О.Михайлова, подготовили приглашенные им молодые режиссеры. Судя по итогам этого сезона, под руководством К.Солдатова наша многострадальная консервативная Драма круто (и предсказуемо) повернула в сторону современной драматургии и режиссеров-новаторов.А в случае «Клятвенных дев», которые поставлены совсем уже юным режиссером-дипломником театрального училища им. Щукина Иваном Комаровым, зрителю предложен и вовсе радикальный опыт.Дело происходило наверху: в узком, низком, душном и крайне неудобном для просмотра пространстве экспериментальной сцены. Ну да уж какое есть. Благо, сцена рассчитана на небольшую аудиторию, а в данном случае получилось — на адресную.[caption id=«attachment_72472» align=«aligncenter» width=«409»]DSCN4202DSCN4202 Девушки хотели стать подругами, а вышло подлое предательство и смерть.[/caption]Пришли в основном театральные, да и остальные, похоже, тоже люди достаточно специальные, так что были «все свои», реагировали чутко и с пониманием. Силами женской части труппы героически представлена шокирующая история одной албанской семьи, живущей по «кануну» какого-то дикого национального ритуала, помноженного на обычаи кровной мести. Героически — потому что артистки вынуждены образовать сам по себе патологически опасный и крайне недобрый «женский мир», действуя в нем почти на пределе эмоциональных выразительных средств.Актрисам, конечно, респект, они на работе и полностью в руках режиссера, но быть участником (ведь буквально рядом) таких предельных состояний не очень-то комфортно, тем более когда не особенно понимаешь, ради какой сверхзадачи все это затевается. Ничего удивительного, что семья осталась без мужчин, ведь в недоцивилизованных обществах они и рождаются в основном для того, чтобы их рано или поздно убили-посадили (а в цивилизованных — растлили). Особенность в том, что албанские женщины без них существовать не могут как без особо ценного фетиша.Раз уж бог не дает им мужчин и не родит мальчика беременная Розафа, принудительно водимая старшими куда-то на случку, они сами назначают себе главу семьи по имени дядя Кеки. На это годится самая красивая сестра, ставшая «дядей». Все полтора часа я с ужасом, но больше с сочувствием наблюдала, к каким жутким ухищрениям должна была прибегнуть коротко стриженная артистка Елена Ушатинская, чтобы сменить пол и, надев мужскую шляпу, превратиться в это злобное чудовище — грубого и несимпатичного домашнего тирана (недаром у них там и столица Тирана).[caption id=«attachment_72473» align=«aligncenter» width=«409»]DSCN4210DSCN4210 Дядя Кеки (Е.Ушатинская, слева), которого вот-вот арестуют, ищет себе замену и благословляет на это дело девственницу-инвалида (И.Стародубцева). Теперь она станет Мужчиной, главой семьи. Вдали маячит призрак нерожденного младенца. Фото Ф. Конь.[/caption]Вторая по злобности и несчастливости особа, которая рулит — это Теута, сестра дяди Кеки (Светлана Золотарева), тоже вынужденная для изображения своей героини предельно поднять градус актерских эмоций. У ее Теуты в жизненном анамнезе имеется хотя бы один романтический эпизод. Далее идет ее порывистая, совсем несчастная дочь-инвалид (Ирина Стародубцева) и другая униженная молодежь. Интересно, что героиню Галины Мариной зовут Старуха, в то время как она элегантна и очень аккуратно причесана.Чтобы создать атмосферу замкнутого и душного женского мира, изнывающего по мужскому началу, артистки прибегают также к ряду символических загадочных действий, связанных с полом — таких как срывание больших красных цветов, катание белых колясок в рюшечках, сворачивание в рулоны старых пыльных ковриков. Только поспевай отгадывай. В целом цель достигнута, зрители сидят не шелохнувшись с широко раскрытыми глазами, эмоционально подключаются к действию и сами становятся почти участниками ритуального фарса, тем более что изобразительных средств и сил положено немало. Очень эффективно воздействует музыкальное оформление в национальном стиле.Поговорили...Сравнительно короткий по времени спектакль позволяет зрителям принять участие в обсуждении — на сей раз их остается гораздо больше, чем после первых двух спектаклей 2016 года. Однако разговор сразу входит в рамки разбора полетов на специфическом корпоративном сленге, строгого к техническим частностям. А это как раз для простого человека не так уж и важно. Ему бы понять главное — о чем, для чего, почему такой странный материал выбирает молодой человек, режиссер? Что ему хотелось сказать? При чем тут Россия? Но — нет ответа, видимо, это не тот уровень, или он не очень интересен создателям спектакля. У меня давно уже зреет вопрос к молодым, способны ли они вообще разговаривать на уровне смысла, или только все по части технологий?А между тем пьеса про албанских клятвенных экзотов косвенно обозначила одну новую, неприятную и опасную тенденцию в самой основе современного общества — раскол по половому признаку, когда мужчины и женщины перестают понимать и нуждаться друг в друге, не идут на компромиссы, образуют внутригендерные и гомосексуальные сообщества, и чем это чревато. Вот, например, «культурная» Вятка уже давно и бесповоротно город женщин. И ничего, жизнь продолжается.Актрисы, кроме Светланы Лаптевой (убиенной в конце Розафы, которая сама виновата) не вышли на обсуждение. А мне так хотелось спросить Елену Ушатинскую, эдак попросту: каково это было — выходить и играть роль ужасного дяди Кеки, когда все твое естество протестует и сопротивляется? И еще. Бедный ребенок-артист, наверное хороший мальчик, вынужден был безмолвно сопровождать весь спектакль, слушая все про аборты, случки и прочие бабские непотребства… Тоже хороший урок в начале жизни для будущего мужчины.

Рассказать друзьям:

Комментарии

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...