Сергей Головков: Пенсионный Фонд тратит на свои нужды 120 млрд руб., в том числе на содержание своих пресловутых особняков

Сергей Головков: Пенсионный Фонд тратит на свои нужды 120 млрд руб., в том числе на содержание своих пресловутых особняков
Дворец Николая Пасынкова
Сергей Головков о телеобращении президента: «Вопрос о том, как и когда в стагнирующей российской экономике появятся необходимые рабочие места для граждан предпенсионного возраста, так и остался открытым».

Президент России Владимир Путин обратился к гражданам с просьбой отнестись с пониманием к грядущему повышению пенсионного возраста. Кроме того, он заявил о том, что вместе с этим Госдума должна принять поправки в уголовное и административное законодательство.

Телеоборащение Президента прокомментировал депутат Законодательного собрания от ЛДПР Сергей Головков:

— Обращение Президента, безусловно, расставило все точки над i в обсуждении грядущей пенсионной реформы. Причина реформы – недостаток средств в бюджете Пенсионного Фонда и дефектность солидарной модели выплаты пенсий (когда молодое поколение работников выплачивает пенсии старому), и реформа нужна, чтобы сократить расходы ПФР на выплату пенсий гражданам – а совсем не из-за того, что повышение пенсионного возраста улучшает качество жизни, как нам утверждали представители партии, продавившей этот законопроект, рассказывая последние два месяца занимательные истории, типа: «моей бабушке 97 лет и она до сих пор работает и чувствует из-за этого себя замечательно».

Характерно, что именно эта партия в 2014 году продавила «заморозку» (то есть фактическую отмену) накопительной части пенсии, что во многом и предопределило текущую ситуацию с бюджетом ПФР. Тем не менее, дефицит ПФР предлагается покрывать за счет обычных граждан, и при этом вопрос о том, как и когда в стагнирующей российской экономике появятся необходимые рабочие места для граждан предпенсионного возраста, так и остался открытым.

В обращении Президент РФ упомянул, что Госдума должна принять поправки в уголовное и административное законодательство, устанавливающие для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Принятие подобных мер приведет к тому, что предприниматели будут мотивированы избавляться от своих работников до того момента, когда работник достигнет предпенсионного возраста. За год или два до наступления этой даты. И тем более, ни в коем случае не станут принимать на работу граждан, которые в среднесрочной перспективе достигнут предпенсионного возраста, то есть трудоустройство уже с 50 лет станет весьма проблематичным.

Я уверен, что решение проблемы трудоустройства должно базироваться на положительной мотивации – через предоставление льгот работодателям, чтобы им было выгодно нанимать людей предпенсионного возраста. Такими инструментами могли бы стать обнуление ставки для взносов в ПФР с их зарплаты, субсидирование расходов компаний на повышение квалификации и переобучение сотрудников старше 50 лет. Подобные льготы обойдутся значительно дешевле для бюджета, нежели выплата пособий по безработице этой категории предпенсионеров, и смогут вовлечь их в рынок труда.

К сожалению, Президент не отменил пенсионную реформу. Мы по-прежнему считаем, что существуют другие резервы, в том числе за счет повышения эффективности работы госаппарата, которые позволят если и не полностью отменить пенсионную реформу, то, как минимум, существенно смягчить ее параметры. Только упомянутый в обращении Президента Пенсионный Фонд России ежегодно тратит на свои нужды 120 млрд. руб. (при дефиците средств ПФР около 250 млрд.), в том числе на содержание своих пресловутых особняков, и каждый сотрудник ПФР обходится нашим пенсионерам в 76,5 тыс. руб. в месяц.

Именно поэтому я убежден, что повышение пенсионного возраста — ненужная и вредная мера. Пенсии можно поднять в том числе за счет сокращения бесполезных чиновников.

Вятский наблюдатель напоминает, что только на зарплату главы Пенсионного фонда Николая Пасынкова и его замов можно содержать 63 пенсионера.

Рассказать друзьям:

11 комментариев

RSS
Факт
20:00
Президент- чемпион. Однозначно.
воще красава, технично забил.
Иибупрофен
23:58
Как «тонко» сыграно Алексей. Мои слова восхищения. Да, действительно, технично забил! laughlaugh
Иибупрофен
23:59
Вы любите русский бильярд?
в мои времена русский язык не для сдачи ЕГЭ учили, а чтобы на нем разговаривать.
Обращение Путина это прикрытие для типичного олигархического капитализма
06:15
После последнего телеобращения президента стало ясно, что нажим на население становится и, вероятно, будет становиться только сильнее. Как сказал Владимир Путин, «все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны». Сразу вспоминается ельциновское «это все просчитано» – за несколько дней до дефолта. Интересно, насколько изменились «просчеты» властных финансистов за последние 20 лет. Судя по всему, несильно.

Так, в апреле дефицит Пенсионного фонда за 2018 год был пересмотрен со 106,6 млрд руб. до 256,8 млрд руб. Из заявлений представителей ПФР следует, что двукратное увеличение дефицита связано с увеличением расходов по выплате страховых пенсий и уменьшением финансирования из бюджета. Президент в обращении заявил, что одно только введение прогрессивной шкалы может дать, по оценкам Минфина, 75-120 млрд руб. в год. Впрочем, независимые экономисты говорят о цифрах на порядок больше – до 1 трлн руб.

Другая мера – использование средств ФНБ. Владимир Путин указал на то, что он формируется из средств от продажи углеводородов, поэтому его ни в коем случае трогать нельзя, ведь «если цены упадут, то резервы будут исчерпаны мгновенно – в течение нескольких месяцев». Поэтому, по «рекомендации» президента, 4,8 трлн руб. (на начало августа 2018 года) и дальше будут лежнем лежать на счетах ФНБ.

Что касается других возможных мер, о которых не сказал президент, то, например, в 2017 году чистый вывоз капитала составил 31,3 млрд долларов, что в пересчете равно примерно 2 трлн руб. Но, видимо, такие альтернативы не были Правительством просчитаны?

С другой стороны, был обозначен «план Белоусова» на 500 млрд руб., который позже чиновники спустили на тормозах, мол, изъятий не будет – все на добровольной основе. У нас ведь не олигархи, а «социально ответственные бизнесмены». Вот, например, прибыль некоторых крупных корпораций в 2017 году из открытых источников: «Газпром» отчитался о 767 млрд руб., «Сбербанк» – о 749 млрд руб. (против 542 млрд в 2016 году), у «Транснефти» прибыль почти 192 млрд руб., «Лукойл» увеличил показатели на 100% – 419 млрд руб. против 207 млрд в 2016 году.

А изюминка еще и в том, что изменения, предложенные президентом, обойдутся в те же 500 млрд руб., о чем заявил на днях глава Минфина Антон Силуанов. Может, «план Белоусова» на это и был рассчитан? В любом случае у денег в отчетах Правительства, как мы знаем, есть одно странное свойство – их «нет». Зато пенсионеры и их пенсии – есть. На том и порешили. И такое решение выглядит не столько экономическим, сколько политическим шагом. Об этом Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов:

– Дефицит Пенсионного фонда действительно существует. Что касается нынешней реформы пенсионной системы, то, с моей точки зрения, никакой тут экономической логики нет. Тут вообще какие-то другие замыслы, которые ведут к дестабилизации социально-политического положения в стране.

Телега оказалась впереди лошади. Вот мы избрали президента, сформировано Правительство – казалось бы, надо решать проблемы экономики, а потом на этом фундаменте создавать механизмы перераспределения общественного продукта, бюджета, пенсионной системы. А тут начали с другого конца – начали сразу же с вопроса перераспределения. Это явно какая-то задумка, имеющая малое отношение к пенсиям и к экономике.

Я рассчитывал, что так или иначе встанет вопрос о более справедливом распределении общественного продукта, то есть это может быть введение прогрессивной шкалы налогообложения, стимулирование инвестиций в реальную экономику, деофшоризация экономики, разворот Центрального банка в сторону российской экономики, изменение модели эмиссии (чтобы эмиссия осуществлялась под проекты реального сектора экономики России, а не под инвестиции в казначейские бумаги США и других государств). Именно такой алгоритм себе представляют те, кто называют себя экономистами и являются таковыми.

А здесь какой-то театр абсурда. Мне как экономисту как-то неловко комментировать все это, потому что я усматриваю в этом какие-то цели, уходящие далеко за рамки экономики. Может быть, цель даже в том, чтобы просто попытаться сократить население в России.

Что касается путей выхода из ситуации. Чтобы принудить капитал работать внутри страны, для этого необходима, судя по всему, смена власти. Оставались какие-то иллюзии по поводу того, что хоть власть не наша – власть антинародная, власть компрадорских чиновников, которые получают команды из-за рубежа, – но президент наш. Последнее обращение президента по поводу пенсионной «реформы» расставило все точки над «i» и показало, что и президент, судя по всему, относится к той же команде. По крайней мере, рассчитывать на то, что президент будет каким-то образом проводить интересы народа — эти иллюзии очень быстро исчезли.

Так что у нас сегодня модель общества, которую можно и нужно называть капитализм. Капиталистическая модель ведет общество к катастрофе, и даже то, что у нас сегодня используются разного рода эвфемизмы, вроде «рыночная экономика», «рыночная система» – это лишний раз доказывает, что власть – во-первых, это компрадорские чиновники, а во-вторых, эти компрадорские чиновники обеспечивают развитие капиталистической модели. Я бы даже сказал, колониально-капиталистической.

Заявления о невозможности изъятия средств, или заявления Силуанова о необходимой сумме в 500 млрд руб. на реализацию предложений Путина, заявления о «плане Белоусова» на те же 500 млрд – меня эти детали не интересуют, потому что власть предержащие, безусловно, охраняют интересы олигархов, и я думаю, что эти посягательства на полтриллиона рублей будут рано или поздно отбиты – будут обирать население, собирать эти полтриллиона с работающих, с пенсионеров и так далее. Это типичный олигархический капитализм.

А какие-то мантры насчет того, что власти не будут посягать на ваши права – вы же помните, как президент сказал о том, что они не будут повышать возраст – цена этим словам близка к нулю, поэтому не следует слишком открывать рот и ловить каждое слово, которое произносят чиновники или даже первые лица государства.

www.nakanune.ru/articles/114245/
костя
09:40
Надо вообще разогнать эти Пенсионные фонды а как предлагал Борис Титов бывший кандидат в Президенты РФ передать функции Федеральному Казначейству!
антон
11:03
Как повышение пенсионного возраста повлияет на экономику?

В прошедшие пару месяцев было много обсуждений пенсионной реформы. В основном дискуссия о повышении пенсионного возраста идет в русле справедливо/не справедливо, вытянет бюджет/не вытянет. Но никто, включая правительственных экспертов, не представил пока даже базового анализа, как это решение повлияет на экономику. Я не претендую, что этой колонкой дам исчерпывающей ответ на этот вопрос. Скорее, моя цель — обозначить основные направления, по которым в дальнейшем нужно детально просчитать, как более поздний выход на пенсию будет влиять на экономичесую жизнь.

В чем суть пенсионной реформы с точки зрения экономики? В том, что это трансферт денег от пенсионеров в пользу других бюджетополучателей. Аргументы правительственных экономистов, что без реформы в пенсионном фонде будет огромная дыра в 55 трлн руб., – это вранье. Подробно я разбирал это здесь thequestion.ru/questions/416489/answer-anchor/answer/594701#answer594701-anchor и здесь thequestion.ru/questions/417772/answer-anchor/answer/596405#answer596405-anchor. Можно также определить пенсионную реформу как дефолт перед будущими пенсионерами. Ведь пенсия – это некий контракт между гражданами и государством. Граждане платят взносы, государство, начиная с какого-то возраста, выплачивает им пенсию. Государство в одностороннем порядке ухудшает права будущих пенсионеров, причем не только молодым (как бы объявляя им новый контракт, чтобы они могли под него подстроиться), а людям предпенсионного возраста, которые уже всю жизнь отработали и все взносы уплатили. Как еще это назвать, если не дефолтом? У людей просто отбирают деньги, которые принадлежат им по праву и отдают эти деньги другим бюджетополучателям – олигархам, силовикам, чиновникам.

Как перераспределение денег от пенсионеров повлияет на экономику? Выплата пенсий имеет 4 важных эффекта:

1. Это одна из самых низкокоррупционных трат бюджета.

2. Практически все выплаченные пенсии возвращаются обратно в экономику – создают рабочие места и поддерживают отечественного производителя.

3. Снижение неравенства в обществе

4. Улучшение демографической обстановки

Давайте разберем подробно эти эффекты и то, как реформа на них повлияет.

1. Это одна из самых низкокоррупционных трат бюджета.

Мы знаем о роскошных зданиях региональных отделений Пенсионного фонда (https://avmalgin.livejournal.com/3332252.html). В абсолютных цифрах руководство Пенсионного фонда тратит на свое содержание огромные суммы – более 110 млрд руб. ежегодно. Однако в относительных цифрах затраты на исполнение функций ПФР составляют 1.3% от всех его расходов (http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf). Предположим, что в руководстве ПФР (как и везде в России) царит коррупция, и они воруют половину суммы, выделенной на свое содержание, или 55 млрд руб. ежегодно. Тогда общий объем коррупции в ПФР составит 0.7% от всего его бюджета. Относительно низкий процент коррупции вызван тем, что почти 99% от всего бюджета Пенсионного фонда выплачивается напрямую получателям: пенсионерам, инвалидам, матерям в виде материнского капитала. Поэтому размер возможных злоупотреблений ограничен 1% от бюджета ПФР.

Мы знаем, что в других сферах бюджетных расходов воруют существенно больше. Например, Дмитрий Медведев оценивает объем коррупции на госзаказе в 20% (https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2010/11/01/ukrast_trillion). По оценкам экспертов, на государственных стройках и инвестиционных проектах воруют до 50% от выделенных средств. Если деньги, отобранные у пенсионеров, направят не на инвестиционные проекты, а, например, на военные расходы, то существует много свидетельств, что там тоже воруют значительную часть бюджета, причем воровство идет на самом верху. Все слышали о громком деле предыдущего министра обороны Сердюкова и его подруги Васильевой (https://goo.gl/2WCbeK) или о дворцах нынешнего министра Шойгу (https://www.svoboda.org/a/27329442.html). Куда бы не перенаправили деньги пенсионеров, можно быть уверенными, что объем коррупции существенно превысит 1% от бюджета.

Давайте попробуем оценить ожидаемый рост коррупции от пенсионной реформы в деньгах. Цель государства – забирать у пенсионеров порядка 4 трлн руб. ежегодно. В прошлом году бюджет перечислил в Пенсионный фонд 3.7 трлн руб., и эта сумма ежегодно растет. Правительственные экономисты хотят полностью эти деньги у пенсионеров забрать и направить на другие нужды. Предположим, что 4 трлн руб., которые заберут у пенсионеров, направят на инвестиционные проекты. Возьмем консервативную оценку воровства от Дмитрия Медведева – 20%. Если 4 трлн руб. направить на выплату пенсий (как сейчас), то размер коррупции составит не более 0.7% от бюджета, или 28 млрд руб. Если эти 4 трлн руб.й направить на инвестиционные проекты или профинансировать какие-либо другие госзакупки, то на них украдут как минимум 800 млрд руб. Итого, мы можем ожидать рост коррупции из-за перенаправления средств от пенсионеров в пользу других проектов в 772 млрд руб., или почти в 30 раз.

Пенсионная реформа приведет к тому, что уровень коррупции в нашей и так сильно коррумпированной стране существенно вырастет. Чем выше уровень коррупции, тем меньше эффективность экономики и тем беднее население.

2. Практически все выплаченные пенсии возвращаются обратно в экономику – создают рабочие места и поддерживают отечественного производителя.

Как я показал выше, почти 99% от бюджета ПФР доходит до конечных получателей. Что пенсионеры делают со своими деньгами? Бóльшую часть они тут же тратят на оплату ЖКХ и покупки в магазинах. Это значит, что своими деньгами они поддерживают широкие слои отечественных работников и товаропроизводителей. Деньги возвращаются в экономику, создаются рабочие места, со всего этого платятся налоги.

ДЕЙСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОПРАВИТЬ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Как заставить деньги работать?
Как научиться экономить?
Блогинг — способ заработать или хобби?
Теперь предположим, что мы 4 трлн руб. забираем у пенсионеров и отправляем, например, на строительство инфраструктурных проектов. Основными бенефициарами таких проектов являются чиновники, которые получают многомиллиардные откаты, и приближенные к Путину олигархи, которые зарабатывают на таких проектах баснословные прибыли. С точки зрения экономики, какая разница, кто получит 4 трлн руб. -пенсионеры или чиновники и олигархи? Разница большая, и состоит она в том, куда и на что пойдут эти деньги. Значительная часть коррупционных сборов и сверхприбылей олигархов сразу уводится в оффшоры. Российской экономике этих денег никогда не увидеть. Однако и те деньги, которые чиновники и олигархи тратят на себя, тоже в основном не достаются отечественным производителям, потому что идут на яхты, машины, дорогую одежду и ювелирные украшения. Это все импортное, то есть деньги опять же уходят за рубеж.

Должны ли мы учесть положительный эффект от инфраструктурных проектов? Ведь мы все знаем, что инвестиции в инфраструктуру – основа для роста любой экономики. В теории так и есть. Но инфраструктура — инфраструктуре рознь. Если бы инвестиции шли в действительно необходимые для страны проекты, то возможно, даже с учетом воровства, эффект для экономики был бы положительный. Но как я подробно объяснял (https://mmironov.livejournal.com/44559.html), российское государство инвестирует не в необходимые проекты, а мегадорогие стройки, где можно много украсть. В итоге, даже в европейской части страны нет системы современных дорог, связывающих ключевые города. В то же время государство инвестирует огромные средства в строительство горных дорог и уникальных мостов, где нет достаточного трафика, оправдывающего даже десятую часть потраченных средств. Почти 10 млрд долларов, которые стоила дорога Адлер-Красная поляна, десятки миллиардов долларов в проекте на мост на Сахалин, дорога Сочи-Джубга и прочие аналогичные проекты — не окупятся никогда.

Ну как же строители, которые участвуют в этих стройках, они же получат деньги и смогут их потратить? На практике лишь небольшая часть денег идет на выплату строителям. Следует также учитывать, что довольно часто для таких строек привлекают иностранных рабочих. А когда привлекают отечественных работников, то их зачастую обманывают. К примеру, строителям еще одной дорогущей мега-стройки – Космодрома Восточный, даже пришлось бастовать, чтобы хоть как-то получить многомесячные долги по зарплате (https://www.novayagazeta.ru/news/2017/05/29/131962-stroiteli-vostochnogo-nachali-zabastovku-iz-za-nevyplaty-zarplaty

Итого, если отнять 4 трлн у пенсионеров и направить их на финансирование мегастроек, то это будет сильный удар по бизнесу и занятости, так как количество денег, которые достанутся отечественным компаниям, резко сократится.

3. Снижение неравенства в обществе

В российском обществе огромный разрыв между богатыми и бедными, причем он постоянно растет. Разница в доходах 10% самых бедных и 10% самых богатых россиян, по данным Росстата, составила 14,3 раза (https://www.gazeta.ru/comments/2018/01/22_e_11621366.shtml). Учитывая, что Росстат не учитывает неофициальные доходы – взятки чиновникам и скрытые олигархами доходы, разрыв между богатыми и бедными существенно выше.

Выплата пенсий позволяет хотя бы немного сгладить эту разницу. Пенсионеры в России – это не европейские состоятельные старики, которые могут позволить себе путешествовать и жить в свое удовольствие. Это малообеспеченные люди, которым пенсия позволяет хоть как-то свести концы с концами. Если отобрать 4 трлн у пенсионеров и направить их на другие проекты (читай, в карманы чиновников и олигархов), то богатые станут еще богаче, а бедные еще беднее. Неравенство и, как следствие, социальная напряженность, после пенсионной реформы существенно вырастут. Это значительная проблема для современных экономик, так как неравенство ведет к росту преступности, появлению политиков-популистов, которые своими действиями разрушают экономику, ощущению апатии и несправедливости у значительной части общества.

4. Улучшение демографической обстановки

В большинстве крупных городов России нехватка детских садов. Но даже если есть возможность отдать ребенка в сад, обычно это можно сделать только с полутора лет. Бабушки, которые уже вышли на пенсию, являются весомым фактором для многих молодых семей в их решении завести ребенка.

Сейчас женщины выходят на пенсию в 55 лет. Если, к примеру, женщина родила ребенка в 25 лет, то она выйдет на пенсию когда ему будет 30 лет. Если родила в 26 лет, то выйдет на пенсию, когда сыну/дочери будет 29 лет, родила в 27, на пенсию выйдет когда ребенку 28 лет, и т.д. Итого, если женщина родила в 25-30 лет, то при выходе на пенсию ее детям будет 25-30 лет. То есть в настоящий момент женщины выходят на пенсию тогда, когда многие современные родители заводят детей.

Если женщин отправлять на пенсию не в 55, а в 63 года, то и срок получения помощи от бабушки откладывается на 8 лет. Это не говоря о том, что женщина в 55 лет намного энергичнее, чем в 63 года, и возможно, после дополнительных 8 лет работы у нее вообще не будет желания помогать детям с внуками. Тогда если женщина родила ребенка в 25 лет, то она выйдет на пенсию когда ему будет 38, если родила в 26, то выйдет на пенсию, когда сыну/дочери будет 37, и т.д. То есть возраст, когда молодая семья может рассчитывать на помощь бабушки в воспитании детей смещается с нынешних 25-30 лет, на 33-38 лет. Если семья отложит рождение ребенка на 8 лет, то во-первых, ожидаемое количество детей, скорее всего, сократится, во-вторых, с возрастом растет количество всевозможных проблем и противопоказаний, и некоторым семьям вообще придется отказаться от рождения детей.

Итого, при действующей системе дошкольного образования и при существующих в российском обществе традиций помощи бабушек, мы можем ожидать, что после пенсионной реформы рождаемость начнет снижаться.

Есть ли какие-то положительные эффекты для экономики от пенсионной реформы предлагаемой правительством? Мне они в голову не приходят. Зато негативных только навскидку – рост коррупции, удар по отечественным производителям, рост неравенства, ухудшение демографии. Если правительство собирается принять решение о повышении пенсионного возраста, хотелось бы, чтобы эти факторы были приняты во внимание.
Позитив
15:20
Ещё один гость спамит. Уберите его пжлст.
Гость
15:31
Позитив
15:40
Админы, уберите спамера.
Загрузка...