Антон Касанов: Максим Горький был одним из самых жестких ненавистников нашей вятской дымки

Киров. Стелла. Фото: Yandex.ru

Максим Горький про дымковскую игрушку: "Это — старо и, конечно, не то, что нам нужно. Красочность — единственное их достоинство"

Историк и краевед Антон Касанов на своей странице в Facebook нашел один удивительный исторический факт, который связан с Максимом Горьким и нашей вятской дымковской игрушкой. Оказывается, известный русский писатель не очень-то любил нашу дымку.

Вятский наблюдатель приводит выдержки из теста Антона Касанова:

«В последнее время много дискуссий про дымковскую игрушку. Я вот с удивлением обнаружил, что, оказывается, Максим Горький был одним из самых жестких ненавистников нашей вятской дымки. Об этом написано в ряде источников, например, в сборнике статей писателя «О молодежи» за 1949 г.

Вот такая была история в 1930-е годы. Художник и пропагандист дымковской игрушки Алексей Деньшин летом 1933 г. послал Горькому свою книгу «Вятские старинные глиняные игрушки», сопроводив ее словами «Великому и любимому писателю А. М. Горькому из далекой Вятки скромный труд от автора». Однако прочитав монографию Алексей Максимович дымковскую игрушку невзлюбил. 3 сентября 1933 г. в газете «Комсомольская правда» вышла статья писателя «Об игрушке». Горький делился с читателями мыслями о том, во что же должны играть дети молодого социалистического государства? Про дымку он пишет:

«Альбом вятских глиняных игрушек я получил. Это — старо и, конечно, не то, что нам нужно. Красочность — единственное их достоинство, а мы должны воспитывать ребят на современных формах: утка должна быть действительно уткой. Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребенка своим сходством с поросенком или зайцем. Вятские глиняные лошади — это очень примитивный и уродливый проект настоящей лошади…».

Вообще Горький считал, что дымковская игрушка должна меняться в сторону совершенства формы и красочности, быть более занимательной. Сам он предлагал создать игрушку совсем нового формата. Из пространного ее описания следует, что это должны были быть некие аналоги современных лего или пазлов в советской интерпретации, конечно. Горький предлагал «расчленить» разных животных на части, чтобы дети учились их собирать».

Кстати, в социальных сетях сейчас вновь активно обсуждают, нужно ли раскрашивать здания и другие объекты в Кирове в цвета дымки. Последний всплеск активности связан с появлением на рынке туалетной бумаги «Вятская», с нанесением узоров «под дымку». Пользователи социальных сетей уже шутят, что здания и мосты в Кирове теперь раскрашены как туалетная бумага.

20:22
+2
Ну вот, я чувствовал, что что-то тут не то! Улицу Горького надо срочно переименовать!
18:40
Поддерживаю! Нам такие деятели не нужны!
Хлыновский губернатор
11:47
Да и по части женщин великий пролетарский писатель был весьма неразборчив!
Лёша
22:13
+2
не понимаю, зачем обсерать великого писателя?
а какие произведения великого писателя ты читал, Леха?
Лёша
22:07
Алексей, мне стыдно было бы такой вопрос задавать. Потому что произведения Горького входят в обязательную программу изучения в школах. Или ты не учился в школе
Вот молодец! Главное — никакой конкретики, а то запалишься на незнании контекста.
Обыватель
22:22
Каждый сверчок знай сво ШЕСТОК
Dbeer
13:30
Лёша, учился в школе — не значит, читал Горького. Кто учился должным образом, тот предложения с большой буквы начинает и слово «обсерать» пишет правильно :)))
зато он, может быть, помнит что-то про "… мать".
boristas
22:40
+1
Классика жанра. Пример пассионарного отношения к народному творчеству, как школе, на примерах которой ловкость пальцев школяров позволяет не только работать наперстками.
Пример консервативного подхода — остается удивляться, почему до сих пор в Дымке не отображен подвиг 28 панфиловцев.
Дон Румата
09:54
+1
Маньяки
галя
11:34
и правда, незаслуженно раздутая игрушка. Уродливая и аляповатая. Но провинции надо чем-то гордиться… «особливость» свою доказывать с пеной у рта. Сейчас польется ненависть рекой в комментах… Тяжело признать убожество вяццкого края. Не тем гордитесь- полно хорошего и достойного, так нет, вцепились в глину раскрашенную…
Хлыновский губернатор
11:49
Неправда ваша! Вятская игрушка — это наше фсё! Символ нашего самопознания и самосозерцания.
Dbeer
13:31
Галя, аляповатых игрушек не видала? Филимоновская, например. Назови, какие неаляповатые?
Анатолий
12:45
+1
И Пешков — наша история, и дымка — тоже. Право Горького иметь свое мнение (а когда это было, и нахера это вспоминать?), право потомков — забывать исторические личности. Время все расставит на свои места, но мы дымкой раскрасим весь город, не только туалетную бумагу.
Ну, а по серьезному, статья эта — троллинг чистейшей воды, тема яйца выеденного не стоит.
Дымка
15:26
+1
Нелепые и несостоятельные аналогии. Горький рассматривал дымковскую игрушку не как направление народных промыслов и не как часть истории нашей культуры, а именно как игрушку для детей. В качестве игрушки дымка и сегодня не лучший вариант — хотя бы потому, что её хватит только на одну игру, дети сразу же разобьют. Горький имел в виду, что «современным» детям (детям начала 20-го века) нужны современные, развивающие игрушки. И, очевидно, на тот момент он был прав, видя в глиняной игрушке некоторую архаичность. С высоты 21-го века он наверняка бы оценил дымковскую игрушку как один из немногих видов народного творчества, дошедших до наших дней. Вот и всё. Не надо сравнивать несравнимые периоды и позиции.
Коготь
08:27
Горький просто человек, его мнение — его ИМХО. Высказал — наше дело соглашаться или нет.
мда
17:36
У нас писать больше нечего, как Касанов нашел запись о М.Горьком и Вятской глиняной разукрашенной под дымку игрушке. Бездельник Касанов и полная бездарь, кто написал об этом…
Анатолий
20:36
Отнюдь, батенька, не бездельник, а работящий человек, умело пользующийся чужими наработками и исследованиями.
Чисто мериканский парниша…
Обыватель
22:26
А как паявилась дымковская игрушка? Маленькая девочка из слободы Дымково сматрела на нарядных барышень на другом берегу Вятки, каторые гуляли по набережной с кавалерами и плавали на параходике и мечтала. Сваи мечты она лепила из глины и раскрашивала. Это все-таки детская игрушка.
Хлыновский губернатор
11:18
В смысле, лепила детские мечты в виде свай?
Прохожий
14:04
А музыка, которую пишут дети, а картины, выполненные руками детей, — тоже детские игрушки? То, о чем вы говорите, называется творчеством. Девочка мечтала, отражала своё видение мира — она творила. И совсем не факт, что эти её творения были предназначены для игры. Дети и сейчас лепят из пластилина, из глины — и, как правило, не играют этими поделками, а ставят их где-то на полочках, «для красоты». Это маленькие произведения искусства. А не детские игрушки.
Марс
23:10
Максим Горький позволял себе спорить с самим сталиным и даже протестовать. Это вам не тут. Горький зря болтать не будет. Если старо и не нужно, то значит так оно и есть.
Марс
23:13
Нет, нам нужно что- то новое, что- то такое захватывающее.
boristas
08:35
Как говорит наш Президент, надо понимать, в какой стране мы живем. Это было о воровстве и системной халяве.
Системная халява – самые популярные у нас проекты. Под лозунгом, объявленным еще Белых, поиска утраченного бренда приобрел традиционную форму хитрожопости.
Выкрасив один раз мост, халява приобретает другое качество – бесконечной эксплуатации бюджета на её содержание под лозунгом национального бренда. Наверняка авторы запатентуют свои бессмертные произведения и будут вымогать деньги уже под другим лозунгом – Не дадим городу превратиться в замызганное шапито.
Все это – как кусочек приватизированной границы, содержания светофоров и забота о ветеранах, в смысле вымогательства ветеранских пенсий.
Загрузка...